У МАЛОГО ТА СЕРЕДНЬОГО БІЗНЕСА З’ЯВИТЬСЯ ШАНС

Інтерв’ю з Яною Рогінською, експертом Проекту, для видання “Бізнес”.

«Государственная помощь должна предоставляться на равных условиях. Теперь у малого и среднего бизнеса появится шанс», – эксперт проекта Яна Рогинская.

- Что будет делаться после принятия закона «О государственной помощи субъектам хозяйствования»?  

- Прежде всего, планируется создание программы, которая поможет разработать и внедрить систему контроля государственной помощи. Под это Европейский Союз, как не раз отмечал посол ЕС Ян Томбински, выделит €10 млн. Средства пойдут и на материально-техническое обеспечение, и на компьютерные программы, которые нужны, чтобы создать единую информационную систему между Антимонопольным комитетом, профильными министерствами и ведомствами. Органы исполнительной власти и местного самоуправления смогут предоставлять информацию о госпомощи АМКУ. Такая же система функционирует в государствах-членах ЕС, только там роль АМКУ играет Европейская Комиссия. А вот в странах- кандидатах создаются специально уполномоченные независимые органы по контролю и мониторингу госпомощи. Помимо этого программа включает экспертную помощь. Кроме того, необходимо сказать о дальнейшей законодательной работе. Законопроект «О государственной помощи субъектам хозяйствования» – рамочный. Он прописывает основные цели и механизмы, а Кабинет министров должен будет прописать подзаконные акты, которые регламентируют каждый аспект: от процедуры рассмотрения заявок на госпомощь – до процедуры возврата незаконно предоставленной помощи.

 - Сколько времени займет создание системы контроля и разработки подзаконных актов?

- Сейчас сложно прогнозировать, потому что у каждой страны своя специфика. Государства, которые вступали в ЕС (а ведь это и наша цель), имели разные возможности. Например, в Литве 3 млн. населения и примерно 65 тыс. предприятий, а Украина – это 45 млн. граждан и представьте, сколько здесь предприятий! Кроме того, ситуация сильно зависит от уже существующих схем помощи и законодательных актов. Если говорить о законодательной работе, то я не думаю, что процесс будет тормозиться. И Кабмин, и АМКУ готовы активно сотрудничать. Необходимо отметить, что у нас есть переходный период – закон вступает в силу только через 3 года после его опубликования. За это время нужно принять подзаконные акты, привести в порядок техническую базу, обучить персонал по всей стране, изучить опыт стран, которые недавно стали членами ЕС. Тогда уже через 3 года система государственной помощи заработает.

- Повлияет ли принятие закона на малый и средний бизнес?

- Ситуация такова, что поддержка в Украине часто доставалась крупным компаниям, монополистам. Малые предприятия, если и попадали под действие каких-то программ, то эти программы не работали – не было финансирования. Государственная помощь должна предоставляться на равных условиях. Теперь у малого и среднего бизнеса появится шанс. Потому что это будет уже не выбор одного чиновника, контроль и мониторинг будет проводиться и окончательное решение приниматься независимым органом государственной власти – АМКУ.

- Насколько закон приспособлен к нашим условиям? Не является ли он калькой европейской системы, которая может не сработать в Украине?

- Мы не делали кальку с законодательства ЕС. Каждое государство прописывает нормы госпомощи в соответствии с правилами нормопроектировочной техники своей страны. Поэтому он полностью отвечает украинскому законодательству. Кроме того, над законопроектом работали не только эксперты ЕС, но и украинские. После чего, его вычитывали и утверждалиКомитет предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики   Верховной Рады, а также Главное юридическое управление Аппарата ВРУ.

- Как будет работать система возврата незаконной помощи?

- За возвратом следят как представители АМКУ, так и те, кто отвечают за распределение средств. Более того, она возвращается с процентами, а не просто в том объеме, в котором давалась. Это сделано для того, чтобы госпомощь не превратилась в беспроцентный кредит, который можно получить с заведомыми нарушениями, попользоваться и вернуть. Но тут нужно учитывать, что видов государственной помощи много – это и льготы, и государственные гарантии, и экспортные кредиты. Как посчитать проценты, например, в случае незаконно предоставленной  на льготных основаниях в аренду земли? Все подробности будут учтены в актах, разработанных Кабмином. Поэтому мы и говорим, что этот закон – рамочный, описывающий систему в целом.

За зміст цього інтерв’ю відповідають виключно Crown Agents та партнери консорціуму, а висловлена у інтерв’ю думка у жодному випадку не може тлумачитися як офіційна позиція EUROPEAID, Європейського Союзу чи будь-якої засновницької чи суміжної організації ЄС.

Comments

*